«900 дней отчаянья и мужества»
Обзор детской литературы о блокаде.
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей
Август 1941 Ольга Берггольц
Стоит над Невой город. Большой и красивый. Город-солдат, город-труженик. Город-герой. Невская святыня… У него своя судьба, своё лицо. Не раз за свою историю он менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но в военной истории нашей страны Ленинград стоит отдельно, как город жители, которого совершил всеобщий подвиг — выстояли и не сдались немецко-фашистским захватчикам.
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и патриотизма, какой была 900 дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы войны.
Всё меньше и меньше остаётся свидетелей того далёкого военного времени. А художественных книг, рассказывающих так подробно и интересно о блокаде вообще не много. Это одна из самых страшных и кровопролитных страниц нашей истории, которую каждый уважающий себя гражданин России обязан знать. А книги как нельзя лучше могут донести всю правду и страх тех лет. Даже если вам тяжело читать литературу о войне, не надо бояться, надо брать и читать. Ведь гораздо лучше, когда книга оставляет след и вызывает эмоции, чем когда она ни оставляет после себя ничего. Если хотите начать читать военную литературу — вам в библиотеку за этими книгами.
Сухачев, Михаил Павлович. Дети блокады : повесть : [для среднего школьного возраста] / Михаил Сухачев ; худож. Г. В. Алимов. – Москва : Детская литература, 2012. – 268, [2] с. : ил., портр. – (Серия «Школьная библиотека»).
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне с взрослыми приближали победу. Повесть Михаила Павловича Сухачева «Дети блокады» рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Герои книги, — дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, — тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность — вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания.
Книга М. Сухачёва «Дети блокады» вышла в издательстве «Детская литература» и рекомендована для среднего школьного возраста. Здесь столько интересных фактов о жизни детей в блокадном Ленинграде. Язык, которым написана повесть — понятный, доступный и богатый, то, что нужно читателю, а особенно ребёнку. Открывая книгу, мы видим иллюстрацию с изображением самого Михаила Павловича Сухачёва
Иллюстрация сразу же нам говорит о том, что это военный человек. В своём предисловии Сухачёв объяснил, как и почему была написана эта книга. Современные дети не очень любят читать предисловие, но после его прочтения совсем по-другому воспринимается повесть, понимая, что всё описанное там, правда, пусть и с художественным вымыслом.
Ещё отдельная заслуживающая внимания тема — голод. И очень интересно это узнать со слов человека, испытавшего его на себе. Как выживали люди, на какие шли ухищрения, чтобы не умереть, посвящено много страниц этой книги. В книге мы найдём и другие страшные, и даже ужасные истории. Наши подростки сейчас очень любят «ужастики». А не лучше ли им дать в руки эту книгу, которая удовлетворит их потребности, и в то же время научит их состраданию к тем, кто находится рядом.
Верейская, Елена Николаевна. Три девочки. История одной квартиры : повесть /Е. Верейская ; худож. Н. Носкович. – Санкт-Петербург. : Речь, 2015. – 224 с. : ил. – (Серия «Вот как это было»).
Сегодняшние дети плохо представляют себе жизнь в коммунальной квартире, в которой живут герои книги «Три девочки». Написанная просто и увлекательно, повесть рассказывает о жизни трёх подруг-школьниц — счастливой довоенной и полной драматизма в годы ленинградской блокады. Повесть Елены Верейской «Три девочки» была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате. Через десять лет она была издана с некоторыми доработками в Лендетгизе. Повесть получила многочисленные отзывы читателей и выходит массовым тиражом в сериях «Школьная библиотека» и «Вот как это было».
Первая часть книги довольно светлая и добрая. Описывается коммунальная квартира в Ленинграде. В ней живет старый слесарь с внучкой Катей – застенчивой, робкой девочкой, у которой погибли родители. В ней живет замкнутый и ни с кем не разговаривающий Доктор, которого все считают просто старым чудаком. В ней живет Анна Николаевна — весёлая, энергичная женщина со своей дочкой Люсей — которая точно такая же бойкая и непосредственная, а ещё чуточку легкомысленная особа, как её мама. В квартиру въезжают новые жильцы. Родители и двое детей. Девочка Наташа и её младший брат, которого все зовут Тотик. Между соседями возникает дружба, взаимопонимание и мир. Устраиваются совместные чтения книг, посиделки, походы в музей. Заканчивается первая часть встречей Нового года.
Вторая часть книги больше по объему и тяжелее первой. Что рассказывать? Блокада, обстрелы, голод. Дорога жизни. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы книги.
Реальные ужасы блокадного Ленинграда сглажены, но этого хватает, чтобы восхищаться мужеством, стойкостью и верой в хорошие качества юных героинь. Замечательная книга о вечных человеческих ценностях — дружбе, любви, вере, надежде. Запоминается любовь к ближнему, радость от каждого прожитого дня, умение помочь кому-то, забыв о своих невзгодах. Книга берет за душу простотой и искренностью человеческих отношений, учит быть стойкими, приходить на помощь другим, радоваться тому, что имеешь, гордиться своей страной и историей. Советую прочитать всем, кто воспитывает в себе (своих детях) умение сострадать, готовность прийти на помощь, патриотизм.
Читать книги о блокаде Ленинграда всегда эмоционально тяжело. А читать дневники детей ещё тяжелее. Читать о войне, когда в соседней стране идут бои, и весь мир в ожидании чего-то не очень хорошего — это нелегко. Но такие произведения должны учить главному — не повторять подобных ошибок, любить и беречь мир, охранять своих родных и близких.
Миксон, Илья Львович. Жила, была : историческое повествование : [для среднего школьного возраста]/Илья Миксон; Оформление и рис. А. и В. Траугот. – Ленинград : Детская литература, 1991. – 223 с. : ил., вкл.
Книга Ильи Миксона «Жила, была» о блокаде Ленинграда глазами девочки — Тани Савичевой. С первых страниц испытываешь шок, этакое «вбрасывание в воду не умеющего плавать». Потом — рассказ о том, как проходила блокада для самих ленинградцев. Но, только прочитав эту книгу можно действительно понять, насколько это было страшно. Не знаю, как это можно было пережить. Не знаю, каково это — когда на твоих руках умирает за полгода вся семья. И очень надеюсь, что никогда и никто из нас не узнает… «Какую же удивительную силу имеют простые слова — воскрешать осязаемо и зримо исчезнувшие реалии жизни».
Автор книги «Жила, была» Илья Львович так рассказывает о том, что заставило его написать об этой школьнице: «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжёг, и моё сердце… Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. Но отыскались родственники, семейные фотографии, архивные бумаги, нашлись свидетели… Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить в прошлом, но можно и должно предупредить и оградить будущее. Я расскажу, обязан рассказать».
«…Посреди зала стоит обычная витрина, музейная. На одной половине — боевые ордена и документы павшего молодого воина, на другой — раскрытый блокнотик. Скромный, небольшой — в развороте, и то на ладони поместится, с синими карандашными строчками. Краткая, как блокнотная запись, табличка: Дневник Тани Савичевой… Сорок одна строка, написанная девочкой-школьницей, вместила в себя трагедию великого города.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, фашизм проклиная,
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
«Вновь не должно это всё повториться».
Илья Малышев
газета «Пионерская правда» №74–1989 г.
Мухина, Елена Владимировна. «…Сохрани мою печальную историю…» : блокадный дневник Лены Мухиной / [отв. ред. д.и.н. В.М. Ковальчук ; коммент. д.и.н. В.М. Ковальчук и др. ; авт. вспуп. ст.: д.и.н., проф. С.В. Яров ; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2011. – 361, [2] с., [8] л. ил., факс., портр.
Читая книгу «Сохрани мою печальную историю», не покидает чувство восхищения маленькой девочкой Леной Мухиной, её мамой и папой, теми людьми, «которые не могли приспосабливаться», и не покинули город в самый тяжелейший момент голода. Эта дружная семья, делила квартиру и скромнейшие запасы еды со своими родственниками, и не одним словом они не жаловались на судьбу, и учили Лену жить также. Благодаря подвигу таких простых людей, их маленькому вкладу в громадное дело – завоеванию победы, это поколение гордо называется «поколением победителей» и является достойнейшим предметом гордости и восхищения.
То, что блокадный дневник школьницы Лены Мухиной сохранился, — само по себе уже чудо. В 1962 году он попал в Ленинградский партийный архив (теперь Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга) и хранится там, по сей день. Мы знаем «взрослые» свидетельства того чудовищного, до конца не изученного явления, которое называется Ленинградской блокадой: «Воспоминания» Д.С.Лихачева, «Записки блокадного человека» Л. Гинзбург, «Блокадный дневник» Г.А. Князева, «Воспоминания о блокаде» В.М. Глинки и многие другие. Но «детских» свидетельств — мало. По ошеломительности воздействия на читателя можно назвать одно: дневник Юры Рябинкина, приведённый в ленинградском Евангелии — «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича. И вот теперь — дневник Лены Мухиной. Что можно противопоставить мучительному умиранию от голода в условиях, когда рушатся общепринятые нормы морали? Что может спасти от духовной деградации в условиях, когда борьба за выживание лишает «человеческого лица», а голод и страх смерти превращают человека в животное? Одним из средств спасения оказался алфавит, порядок букв. Попытка через слово осмыслить происходящее, понять себя. И еще: интуитивное знание, что нужно сохранить свою историю, свой опыт — для других. Когда-то Лена мечтала написать вместе с подругой книгу, «которую хотелось бы прочесть, но которой, к сожалению, не существует». Эта книга — существует. И является свидетельством того, что в самое бесчеловечное время люди пытались сохранить свою человеческую сущность. Именно это сегодня дарит нам надежду. Дневник подготовлен к изданию сотрудниками Санкт-Петербургского Института истории РАН.
Фонякова, Элла Ефремовна. Хлеб той зимы : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Элла Фонякова ; иллюстрации Людмилы Пипченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 223 с. : ил. ; 24 см. – (Серия «Вот как это было»).
«Что это — война? От мальчишек знаем, что война — самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?» «Хлеб той зимы» — очень трогательная и пронзительная повесть, показывающая блокаду Ленинграда глазами ребёнка.
Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» — это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Оттого, что о днях блокады рассказывает семилетняя девочка, всё кажется настолько искренним, трогательным и душещипательным, что ты всё видишь своими глазами и проникаешься до глубины души. И, несмотря на тяжёлые времена, когда за кусок хлеба каждый готов был отдать всё, люди не опускали рук. Поражает то, что люди в такие тяжёлые времена и в невыносимых условиях, всё равно продолжали работать, всё равно отправляли своих детей в школу и устраивали субботники для преображения города в лучшую сторону, не смотря на то, что им едва хватало сил для того, чтобы подняться по лестнице.
Книга Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.
Эту книгу обязательно нужно прочитать всем и каждому, чтобы понимать, какой ценой досталась эта победа. Эта книга также о победе человека над самим собой, о человечности, с которой нельзя расставаться даже в дни самых страшных испытаний.
Воронкова, Любовь Федоровна. Девочка из города. Гуси-лебеди : повести : [для среднего школьного возраста] / Любовь Воронкова ; Рис. В. Гальдяева. Москва : Детская литература, 2005. – 223 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Книга Любови Воронковой «Девочка из города» — пронзительная повесть для детей младшего школьного возраста о тяжёлом военном детстве, когда горе, слёзы, потери близких людей, одиночество чудесным образом компенсируются милосердием, добротой, пониманием, лаской со стороны совсем чужих, но неравнодушных людей.
Повесть «Девочка из города» о маленькой девочке 6-7 лет — Валентинке, у которой в результате бомбёжки погибает мама и маленький братик, а дом разрушен. Из блокадного Ленинграда девочку-сироту эвакуировали в деревню. В первые недели Валентинка похожа на маленького испуганного зверька, который боится, что его тронут. Простая женщина очень по-доброму к ней относится, но ребёнок столько пережил, что всех боится и очень замкнут. Деревенские ребятишки смеются и над одеждой девочки (её капор — объект самых злых насмешек), и над её нелюдимостью.
Много всего необычного в деревенской жизни удивляет девочку. Например, баня, устроенная в русской печи, все дети ловко выкатываются из печки, а девочка неуклюже вылезает, пачкает сажей плечо. А однажды девочку напугал пасущийся в поле бык. И как все дети, испугавшись, она бежала и звала маму. Женщина выскочила на дорогу со словами: » Я здесь, дочка! » Она очень хотела, чтобы девочка стала звать её мамой. Постепенно душа Валентинки оттаивает, впитывает добрый свет вновь обретённого домашнего очага. И вот однажды девочка собрала в поле цветы и протянула женщине: » Это я тебе собрала, мама! «
Читайте эту книгу, и вы прикоснётесь к широте души русской женщины, матери, той, которая своим трудом и милосердием помогла выиграть России самую страшную войну.
Книги о войне — это больно, это страшно… это те истории, которые врываются в жизнь обычного читателя и погружают в то самое время, когда люди выживали, когда смерть и страдания становились обыденностью… Детские книги о войне — это трагедии глазами ребёнка, то детство, которое выпал на их долю, ожидания и надежды… Блокада, как коротко это слово, но как много заложено в нём. Эта боль навсегда внутри каждого ленинградца.
Крестинский, Александр Алексеевич. Мальчики из блокады : [рассказы, повесть : для среднего и старшего школьного возраста] / Александр Крестинский ; [ил. Елена Ремизова]. – Москва : Самокат, 2015. – 191 с. : ил. ; 21 см. – (Собрание сочинений).
Рассказы и повесть, вошедшие в сборник Александра Крестинского «Мальчики из блокады», автобиографические; и все же, прежде всего они — художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании — и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.
Книга «Мальчики из блокады» несмотря ни на что… светлая, она повествует о детях, о мальчишках и девчонках, которым пришлось повзрослеть слишком рано, научиться многим вещам, осознать ценность куска хлеба или же осколка сахара. Но, несмотря на это — дети остаются детьми — это и симпатии, и игры, и выяснения главенства. Воспоминания о довоенном мирном времени, голодные и холодные годы, а так же время после войны, когда дети повзрослели.
Война — она накладывает отпечаток на всю жизнь, люди прошедшие этот ужас никогда не станут такими же беззаботными, какими были до … это слишком личное, слишком сокровенное, слишком непростое.
Такие книги, как «Мальчики из блокады», не выжимают слезу, не нагнетают грусть, они просто повествуют нам о том, как это было… Не зря эти истории глубоко биографичны.
Карасева, Вера Евгеньевна. Кирюшка : [рассказы] / Вера Карасёва ; рисунки Абрама Резниченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. – 63 с. : ил. – ( Серия «Вот как это было»).
С какой книги можно начать знакомство дошкольников с Великой Отечественной войной? Сборник рассказов Веры Карасевой «Кирюшка» также посвящён детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие, на их долю лишения и тяготы.
Коротенькие рассказы о блокаде Ленинграда написаны без жестоких подробностей, их можно начинать читать уже с шестилетнего возраста. Ужасы представлены ровно в той порции, которые в этом возрасте могут восприниматься. Герои книги — маленькие дети, которые жили во время блокады Ленинграда. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо.
И чудо иногда стучалось в дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок.
Считаю, что эта книга одна из тех, которую надо обязательно прочитать детям! Ведь Великая Отечественная война — это часть нашей истории, где сила духа русских людей помогла выстоять и победить. И детям надо с раннего возраста знать об этом.
Герман, Юрий Павлович. Вот как это было : [повесть : для младшего и среднего школьного возраста] / Юрий Герман ; [предисл. А.Смолян] художник Ольга Фадеева. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 96 с.
Детская повесть Юрия Германа «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась, рукопись её найдена в архиве Юрия Павловича его вдовой Татьяной Александровной и сыном Алексеем Юрьевичем. Повесть эта посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили.
Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях — таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осаждённом Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было». Она учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение, и, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост.
В повести «Вот как это было» многое документально, основано на исторических фактах. Это памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, бомбёжка госпиталя…
Повесть сейчас, наверняка может кому-то показаться наивной, без спецэффектов, к которым мы все привыкли, но именно такие произведения о войне нужны сегодняшним детям.
Несмотря на тяжёлое положение в осажденном городе продолжалась обычная жизнь. Работали музеи, библиотеки, театры. Поэты сочиняли стихи, а композиторы музыку. В сентябре 1942 года в городе в Большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты, которых нашли в госпиталях и больницах, были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно. Слушатели напряжены и взволнованны. Исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осаждённом Ленинграде, посвящённая городу и его непокоряющимся жителям. Все восемьдесят минут, пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. В народе исполнение симфонии Д. Д. Шостаковича называли «Залпом по Рейхстагу», «Днём Победы среди войны».
Цинберг, Тамара Сергеевна. Седьмая симфония : повесть : 12+ / Тамара Цинберг ; худож. Елена Жуковская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 142 с. : цв. ил. – (Серия «Вот как это было»).
Свою книгу Тамара Сергеевна Цинберг, пережившая блокаду Ленинграда, назвала «Седьмая симфония». В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические поступки. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за счастье народа. Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.
Повесть Тамары Сергеевны Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. В проникновенных, тонко созвучных тексту иллюстрациях Елены Жуковской читатели увидят суровую и волевую Катю – девочку с добрым сердцем и чистой душой, маленького, хрупкого Митю и прекрасный, несломленный город.
Яковлева, Юлия. Ленинградские сказки : [для младшего и среднего школьного возраста : 12+] /Юлия Яковлева ; [худож. Влада Мяконькина]. – Москва : Самокат, 2016. – 22 см см. Фактическая дата выхода в свет – 2015. Кн. 2: Краденый город. 1941 год. – 2017. – 418, [1] с. : ил.
Как вы думаете, возможно, ли на тему блокады написать сказки? Да, есть и такие книги. Юлия Яковлева в своем цикле из пяти книг «Ленинградские сказки» также пишет о блокаде, но это уже совсем иная история…
Ленинград в блокаде. Дом, где жили оставшиеся без родителей Таня, Шурка и Бобка, разбомбили. Хорошо, что у тёти Веры есть ключ к другой квартире. Но зима надвигается, и живот почему-то все время болит, новые соседи исчезают один за другим, тёти Веры всё нет и нет, а тут ещё Таня потеряла хлебные карточки… Выстывший пустеющий город словно охотится на тех, кто ещё жив, и оживают те, кого не назовёшь живым. Пытаясь спастись, дети попадают в Туонелу — мир, где время остановилось, и действуют иные законы. Чтобы выбраться оттуда, Тане, Шурке и даже маленькому Бобке придётся сделать выбор — иначе их настигнет серый человек в скрипучей телеге. Что бы узнать, чем же закончится эта история, прочитайте сами «Ленинградские сказки».
Алмазов, Борис Александрович. Посмотрите – я расту : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Борис Алмазов ; [ил. А. Десницкой]. – Москва : Самокат, 2014. – 136 с. : ил. – (Серия «Родная речь»).
В книге Бориса Алмазова войны уже нет. Первое послевоенное лето, пионерский лагерь под Ленинградом. Вокруг идёт разминирование, собирают и вывозят подбитую военную технику. Но дети, пусть даже пережившие блокаду, остаются детьми — непослушными искателями приключений, с кото¬рыми так трудно управляться старшим. Тем более что опасности вокруг совсем недетские. Особенно вожатым нелегко с Борей — героем повести Бориса Алмазова «Посмотрите — я расту». Книга добрая, на понятном детям языке говорит про очень сложные психологические вещи, про память, про ненависть, про то, что настоящий человек всегда добрый, умеет прощать, а не мстит. Невероятно мудрая книга. Полезная и нужная не только детям, но и многим взрослым.
Книги о Великой Отечественной войне надо читать не только накануне Дня Победы или Дня памяти и скорби. Написанные ранее и новые книги способствуют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Мы все обязаны знать историю нашей страны и понимать то, что важно быть едиными, как в дни торжества, так и в часы суровых испытаний.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Юрий Воронов
Блокада Ленинграда — одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде — это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. Они — Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости. О мужестве блокадников сложены песни, сняты фильмы и написаны замечательные книги.
Приходите в библиотеку, прочитайте эти книги и убедитесь сами!