Старокалмашевская сельская модельная библиотека
филиал муниципального автономного учреждения культуры "Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека"

Режим работы:


ПН-ЧТ: 10:00-17:00
ПТ-СБ: 10:00-22:00
Перерыв: 13:00-14:00,
ПТ,СБ: 13:00-19:00
Выходной: ВС

Международный день слепых

13.11.2023
13 ноября ежегодно отмечается Международный день слепых. Глаза — один из самых важных органов чувств человека, но, к сожалению, есть люди, которые лишены возможности видеть. Каждые пять минут один человек в мире теряет зрение. Чтобы напомнить о важности поддерживать людей с подобными заболеваниями, 13 ноября 1984 года был утвержден Международный день слепых. Эта дата учреждена в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения. Она приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи, французского педагога, основателя первых учебных заведений и предприятий для незрячих, первого изобретателя рельефного шрифта, и призвана обратить внимание на проблемы людей с полной или частичной потерей зрения, которым тяжело адаптироваться и найти себя в современном мире. Эта дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Мы предлагаем сегодня вспомнить о людях, благодаря которым незрячий человек смог читать.
Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего слепым людям читать и писать. 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье сапожника (по другим данным – шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, которому судьба уготовила тяжкие испытания и великую славу. Нелепая случайность раз и навсегда лишила ребенка зрения в пятилетнем возрасте. Родители Луи старались сделать все возможное, чтобы мальчик рос и развивался как нормальный человек, не чувствуя себя инвалидом. Они научили его плести бахрому, которая использовалась в создании конской упряжи и шить домашние туфли. Несколько раз в неделю к Луи приходил учитель музыки, учивший его играть на скрипке. Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учебе.
Видя успехи незрячего ребенка, деревенский учитель решил, что юному Брайлю необходимо получать специальное образование и в 1819 году десятилетнего Луи отправляют в Королевский институт для слепых в Париже (Парижский государственный институт для слепых детей).
В конце 1924 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. Различные перестановки точек в ячейке дают 63 комбинации, отражающие все символы современного алфавита. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. В основу своей системы Луи Брайль положил технику так называемого “ночного письма”, разработанную Чарльзом Барбером (капитаном артиллерии) для передачи сообщений в темноте. Также Брайль продемонстрировал, что ощущения от прикосновения к точкам, гораздо сильнее, чем от прикосновения к линиям, которые были положены в основу системы Валентина Гаюи.
Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд-«инструкцию» к своей системе. В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей.
Однако Луи Брайль не остановился на изобретении собственного алфавита; он также адаптировал свой метод для математики, создав уникальную систему аббревиатур, и для музыки, разработав вертикальную систему, которая используется по сей день.
Десятилетиями метод Брайля отвергался профессорами Школы для молодых незрячих людей, где Брайль обучался, а затем и преподавал, а также зрячими людьми. Некоторое время метод даже был под запретом, хотя уже в 1878 году на международном конгрессе в Париже разработка Брайля была рекомендована для использования по всему миру. С тех пор развитие и обучение незрячих людей базируется на системе чтения и письма, изобретенной 200 лет назад и используемой практически во всех языках мира.
В России шрифт Брайля пришел во второй половине XIX века. Первым кто освоил эту систему, стал Денис Оболенский (1844-1918), представитель старинного княжеского рода, потерявший зрение в детстве. В 1861 году он адаптировал алфавит Брайля к родному языку, который, однако, не получил распространения, а претерпел несколько редакций. Окончательный вариант, которым сегодня пользуются незрячие в нашей стране, создан в 1881 году тифлопедагогом Екатериной Трумберг.
В России первые книги на языке Брайля напечатала на собственные средства просветительница Анна Адлер. В начале 1898-го в начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых». В Советском Союзе издание книг по системе «шести точек» было предпринято в 1924 году. Это было собрание сочинений Владимира Ленина.
В 1936 году в Москве при учебно-педагогическом издательстве начинает свою работу редакция литературы для слепых. В это же время взрослых неграмотных начинают массово обучать грамоте с помощью системы Брайля. Специально для этого на язык незрячих были переведены пособия по ликбезу и учебники для начальной школы. В союзных республиках вводится обучение на национальных языках, что приводит к появлению татарского, украинского, грузинского и многих других брайлевских алфавитов.
На сегодняшний день система Брайля, хотя и используется меньшинством людей с потерей зрения, является тем не менее универсальным инструментом для передачи информации незрячим людям. Алфавит Брайля применяется во всех языках мира, включая японский, китайский и арабский. За прошедшие несколько лет он также был адаптирован для таких редких языков как гуарани, широко распространенного в Парагвае, тибетского и дзонг-кэ, одних из официальных языков государства Бутан. Алфавит Брайля распространен и в Африке, включая языки киньяруанда и кирунди — официальные языки в Руанде и Бурунди.
Рельефно-точечный шрифт по системе Брайля является единственным способом для рано ослепших людей научиться писать и читать, поэтому одной из важных задач является перевод художественной литературы, публицистики или научных работ на язык Брайля.

В Старокалмашевской сельской модельной библиотеке Чекмагушевского района книги со шрифтом Брайля тоже есть.