Информационный час «Самые ранние упоминания об употреблении наркотиков»

Многие древние цивилизации использовали наркотики – Месопотамия, Египет, Древняя Греция, Индия, Китай, Майя, Ацтеки. Они знали, что некоторые растения способны усыпить или опьянить человека, а определенные виды грибов – вызывать галлюцинации. Это считалось у наших предков проявлением таинственных сил, даром богов или порождением демонов. Наркотики употребляли с разными целями: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия болей и неприятных ощущений.

Уже в дописьменный период появились свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества — наркотики, алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования доказали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. По всей вероятности, процесс брожения был открыт случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-9 вв. до н.э.).
История употребления наркотических препаратов восходит к цивилизации шумеров, за 5 тысяч лет до н.э. Именно в раскопках тех времен были найдены первые письменные упоминания о приготовлении и употреблении опиума, который они называли «gil», что означает – «радость». Первые письменные свидетельства пьянства – рассказ о пьяном Ное из «Книги Бытия».
Использовались различные растения, вызывавшие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример – использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. лет до н.э. «Злака радости» (по всей вероятности, опиумного мака, из которого делали наркотики).

К 2737 г. до н.э. уже позднейшая традиция относила лечебник китайского императора Шэнь-Нуна о применении конопли (в виде настоя или чая) как «лекарства от рассеянности, кашля и поноса».

Люди каменного века знали такие наркотики как опиум, гашиш, кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания при отправлении религиозных обрядов и при подготовке к сражениям.

Значительную древность имеют и погребальные комплексы южноамериканских индейцев. На стенах комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов её применения), датируемые серединой 3 тыс. лет до н.э. Археологические исследования в Южной Америке показали, что и здесь использование наркотических веществ известно с давних времен, уже во 2 тыс. до н.э. жители современного Перу потребляли листья коки. Когда в 16 веке империю инков завоевали испанские конкистадоры, они обратили особое внимание на широкое распространение среди индейцев жевания листьев коки, благодаря чему, например, курьеры с донесениями могли безостановочно бежать несколько дней, не ощущая голода и усталости.
В Индии конопля получила признание в качестве сакральной травы. О гашише упоминается в древнеиндийском эпосе: более сотни гимнов «Ригведы» (1500 лет до н.э.) посвящены описанию свойств знаменитого напитка из конопли – indrakarala (пища богов), который заслонил легендарную «СОМУ» — ритуальное галлюциногенное снадобье, точный состав которого до сих пор не известен.

АНТИЧНОСТЬ И НАРКОТИКИ

Наркотики как вещества, изменяющие сознание, были известны и древним грекам, и древним римлянам, кроме того, греческая культура дала название препарату, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака – слово «опос» («опиум»). В переводе с греческого означает — «сок».
Конопля была хорошо известна в Античном мире. Вещество «Nepenthe», упоминающееся в «Одиссее» Гомера, полагают ученые, было варевом, в котором конопля была наиболее активным компонентом.

Хирург Доскорид, использовавший каннабис для анестезии, упоминает о его способности вызывать «доставляющие удовольствие миражи и образы» (для обезболивающего эффекта необходимы сверхвысокие дозы гашиша, при которых проявляются галлюциногенные свойства смол конопли).

Благодаря Геродоту, существует описание обряда очищения у скифов, которые, укрывшись в монастыре, бросали на раскаленные камни семена конопли и вдыхали пары, «вызывающие радость» (5 – 4 вв. до н.э.). Интересно, что он описывает скифский обряд с воскурением дыма конопли, при том, что конопля в то время не росла в самой Элладе, и ему приходилось объяснять аудитории, что эта за растение.

Римские врачи 1 века нашей эры очень хорошо относились к опиуму, применяя его для лечения различных заболеваний. «Опьянение» каннабисом описывали также Демокрит и Гален. С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129-201 гг.), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия. Гален писал: «общепринято устраивать веселье и счастье на банкетах, давая гостям марихуану».

Любопытным историческим свидетельством можно считать записки римского военачальника Плиния (коменданта крепости Трир в западной Германии). В своем письме в Рим он жаловался на употребление солдатами выварки горькой полыни – «абсинтум», после которого они «ходят как в дурмане». По всей вероятности, речь шла о древнейшем прототипе напитка «Абсент», бывшего чрезвычайно модным во Франции Х1Х века.

Легенды о конопле и её употреблении можно найти во многих религиях: в синтосуме (Япония) конопля использовалась для воссоединения женатых пар, для изгнания злых духов, для создания веселья и счастья в браке; в иудаизме конопля – священное растение, которое Шива приказал принести с Гималаев для наслаждения и просвещения человека; в буддизме конопля широко употребляется в качестве пищи и в религиозных целях; последователи Зоратустры (Маги – Персия) в 5-6 вв. до н.э. практиковали религиозное и медицинское использование конопли; ассены (Древний Египет – 1 в. до н.э.), испанские суфиа, копты (первые египетские христиане) и многие другие религиозные общины хорошо знали свойства этого растения.

Это работы Китагава Умарато — портреты красавиц. Японские девушки изображены курящими марихуану из трубки. Такая трубка называется кисэру. Японские трубки имеют гораздо меньший шар – вместилище на конце, чем заказные трубки для табака. Средняя часть трубки обычно делалась из бамбука или другого вида дерева, а концы изготавливались из металла, чаще всего из серебра или бронзы. Название трубки происходит лот слова «ksher» из кхмерского языка. В Камбодже – стране, где конопля издавна культивировалась как наркотик, такие трубки до сих пор продаются на рынке. Позднее трубки кисэру применялись не только для курения конопли, но и для курения табака.

Как утверждает немецкий этнограф Гюго Обермейер, курение конопли при помощи трубок было известно древним германцам в первом веке до н.э. По всей видимости, за официальной европейской историей создается экзотерическая и медицинская традиция, связь с которой была потеряна в период «охоты на ведьм». Интересен тот факт, что впервые конопля (древнее и весьма распространенное растение), была введена в классификацию лишь в 1759 году (К. Линней), другая её разновидность была описана Ламарком в 1783 году. По некоторым данным, ранние христианские общины поощряли употребление исцеляющих трав, которых «мудрые головы не должны избегать» (Католическая Библия. Сирах). Видимо, тогда ещё сохранялась атмосфера любви, открытости и терпимости, которым учил Иисус. За упрочение ветхозаветного табу церковь принялась гораздо позже. Конопля никогда не исчезала из поля зрения священников: помимо общеизвестных и используемых тогда лечебных свойств, она обеспечивала бумажное производство и производство масла для светильников.