«Добрый сказочник»

24 января родился Эрнст Теодор Амадей Гофман — немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист.
«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям» Э.Т.А. Гофман.

В 1776 году в городе Кёнигсберге родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, теперь известный как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта — композитора, перед творчеством которого преклонялся. И именно это имя стало символом нового поколения сказок от Гофмана, читать которые стали с упоением и взрослые и дети.

Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками. Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник. Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник. Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.

Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист. В детстве Гофман был замкнутым ребенком, что позволяло больше уделять времени музыке и рисункам. Подростком он свободно играл импровизации на органе, клавире, скрипке, хотя системного базового музыкального образования не получил. Гофман талантливо рисовал. Особенно ему удавались гротескные, шаржевые, карикатурные работы. Однако он никогда не рассматривал возможность зарабатывать себе этим на жизнь. Более того, эти таланты приносили одни неприятности. Однажды он даже вынужден был с семьей покинуть Познань, т.к. его карикатуры на известных в городе людей вызвали ожесточенное его преследование.

Дядя воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Однако за время юридической деятельности его любовь к музыке не угасла, и в 1808 году Гофман занимает пост капельмейстера при бамбергском театре, а через шесть лет он уже дирижирует оркестром в Лейпциге и Дрездене. В 1816 году он вновь возвращается в юриспруденцию, в Берлинский апелляционный суд, где и пребывает в должности советника до конца своей жизни.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но, всё же, позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Литературным творчеством Эрнст Гофман начал заниматься довольно поздно. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок». Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы — настоящие волшебства. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек». В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр — сказку «Щелкунчик и мышиный король». Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

Постепенно сложился и круг друзей — таких же фантазёров-романтиков, как и сам Гофман. Их весёлые и серьёзные беседы об искусстве, о тайнах человеческой души и прочих предметах воплотились в четырёхтомный цикл «Серапионовы братья» (1819-1821).

Сегодня сборник Э.Т.А. Гофмана «Серапионовы братья» печатается почти в том же виде, в каком он появился при жизни автора и его друзей — писателей Ф. де ла Мотт Фуке, А. фон Шамиссо, юриста Ю.Хитцига, врача и поэта Д.Ф.Кореффа и других, назвавших свой кружок в честь ясновидящего пустынника Серапиона. Устав их гласил: свобода вдохновения и фантазии и право каждого быть самим собой. Спустя сто лет, в 1921 году, в Петрограде молодые русские писатели объединились в Серапионово братство — в честь Гофмана и романтиков, во имя Искусства и Дружбы, назло хаосу и войне партий. Сборник произведений новых «серапионов» Михаила Зощенко, Льва Лунца, Всеволода Иванова, Вениамина Каверина и других также публикуется в этой книге впервые с 1922 года.

Последняя сказка Гофмана — «Повелитель блох». Он писал ее, не прерывая работы над романом «Житейские воззрения кота Мурра», в котором домашние животные — кошки, собаки, — пародируют людские нравы и отношения. В «Повелителе блох» дрессированные блохи тоже создают пародийную модель человеческого общества, где каждый должен «чем-то сделаться или, по крайней мере, что-то собой представлять». Герой этой сказки Перегринус Тис, сын богатого франкфуртского торговца, решительно не желает «чем-то сделаться» и занять подобающее ему место в обществе.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке, в России всегда любили Гофмана. Образованная молодёжь зачитывалась им по-немецки. В библиотеке А.С. Пушкина стояло полное собрание сочинений Гофмана во французских переводах. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

Очень скоро появились и русские переводы, например, «История щипцов для орехов», или «Грызун орехов и царёк мышей» — так тогда назывался «Щелкунчик». Трудно перечислить всех деятелей русского искусства, испытавших влияние Гофмана (от Одоевского и Гоголя — до Мейерхольда и Булгакова). И, тем не менее, какая-то загадочная сила долго препятствовала изданию всех книг Э.Т.А. Гофмана на русском языке. Только теперь, спустя почти два века, мы можем прочесть знаменитые и незнакомые тексты писателя, собранные и прокомментированные, как то и подобает творениям гения.

Слава пришла к Гофману не только на литературном поприще — отлично владея техникой рисования, он большинство своих творений иллюстрировал самостоятельно. Также он сумел проявить себя и в музыке — мессы, симфонии, камерная музыка, и, конечно же, знаменитая опера «Ундина», премьера которой состоялась в 1816 году. Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало. За восемь лет, что Гофман занимался литературными трудами, им были созданы романы, новеллы, сказки, эссе.

Эрнст Теодор Амадей Гофман по праву считается одним из самых загадочных и непостижимых писателей в истории мировой художественной литературы. Его произведения обладают совершенно особой притягательной силой, не ослабевающей с течением времени. Свидетельством тому — всплеск интереса к его творчеству, который наблюдается в последнее время, в том числе и в нашей стране. Его бессмертные новеллы, рассказы и романы — одни из лучших в литературе XIX столетия. Образы, созданные саркастическим умом Гофмана, по сей день живут в кинематографе, на сцене театров и в умах читателей всего мира.