«Сквозь огонь и стужу мы прошли» — ( к 105-летию К.Симонова)

      28 ноября исполнится 105 лет со дня рождения известного русского советского прозаика, поэта, драматурга, киносценариста, общественного деятеля Константина Симонова. Участник Великой Отечественной войны, журналист, военный корреспондент, активный участник движения борцов за мир, герой Социалистического Труда, лауреал Сталинских и Денинских премий – это был советский человек-легенда, труды которого оценены по достоинству не одним поколением.

Биография Константина Симонова очень насыщенная и рассказывает об огромном литературном таланте, который ковался под пулями и разрывными снарядами Второй мировой войны. Благодаря творчеству Константина Симонова в истории нашей Родины навечно осталась достоверная биография целого поколения солдат Великой войны и Великой Победы.

О жизненном и творческом пути писателя рассказывает руководитель литературного клуба «Созвучие» Татьяна Юрьевна Базилевская.

Часть 1
«Когда говоришь о Симонове, война вспоминается прежде всего», – писал П. Антакольский. И действительно, думая о писателе, читая его стихотворения и рассказы, романы и пьесы, вдыхаешь тревожный воздух войны, приобщаешься к ее суровому быту, к глубоким раздумьям о судьбах родины.
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если — с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!..

Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Его отец был полковником Генерального штаба, пропал без вести во время гражданской войны.
С 1919 года семья жила в Рязани. Отчимом будущего писателя преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Благодаря ему у маьчика на всю жизнь сформировалось стремление к порядку и уважение к армии.

Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя, хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения. Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.

Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького, а летом 1939 года уже побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, посвященных живым и павшим героям. В ту пору он пробует свои силы в драматургии.
В Москве в театре Ленинского комсомола уже шла его первая пьеса «История одной любви» и готовилась к постановке вторая – «Парень из нашего города». К началу войны Симонов уже был известным писателем.

Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал самым популярным журналистом и любимым поэтом на фронте и во всей стране. Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия. Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались, мужественного и беззаветно.

В 1941 году Константину Симонову 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек, уже известный, впрочем, как автор пьесы «Парень из нашего города»? Из дневника писателя: «Не знаю, как другие, а я, несмотря на Халхин-Гол, в эти первые дни настоящей войны был наивен, как мальчишка…». И там же, через пять-шесть страниц: «Две недели войны были так непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы». Таково потрясение, пережитое на Могилевской и Смоленской земле.

Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.
«Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, — напишет Симонов, — насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

…Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом
Весь в белом, как на смерть одетый, старик,
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем»…

Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. В 41-м поэт был потрясен поседевшим мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. Каждый школьник сегодня знает эти строки:
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней…

1942 год. В авиационной катастрофе погибает военный корреспондент Евгений Петров. Симонова потрясла смерть друга – эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи». Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись.
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает…

В годы войны написаны лучшие его стихи. О стихотворении «Если дорог тебе твой дом», Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».
…Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто не спасет ее,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
Среди всех мужских привязанностей самая могучая, самая естественная – любовь к женщине. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя». Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.